- Сколько будет 250 делить на 50? - спрашиваю.
Он тянется к калькулятору.
- Нет, говорю, считай в уме, - говорю я, надеясь, что мне удалось скрыть своё ахуевание.
Он мучается несколько минут. Объясняю, что можно зачеркнуть нули у 250 и 50, и поделить 25 на 5 - будет тот же результат. Для него это большой сюрприз. Но, слава богу, на "25 делить на 5?" ответ он знает.
- Сколько будет 100 делить на 5?
- Десять?... - колеблется он. Я изо всех сил сдерживаю свою руку, рвущуюся на лицо.
- Ладно, совсем простое. Сколько будет 250 делить на 100?
- Пятьдесят? - говорит он.
- 75 минус 90?...
Он зависает надолго. Интересуюсь, знает ли он, что это то же самое, что 90 минус 75, но с минусом? Знает. Просто не может посчитать 90 минус 75.
Мы проходим пропорции, проценты, функции. Зачем уметь считать в уме, если есть калькулятор?
Прихожу домой, пишу племяннице 12-ти лет:
- Не используя калькулятор, скажи, сколько будет 250 на 50?
- 5, - отвечает она в ту же секунду.
- 100 на 5?
- 20.
И так далее.
Тут до меня доходит, почему показалась легкой математическая часть теста в Менсу. Словесная часть была сложной из-за незнания некоторых французских слов или оттенков смыслов, абстрактную часть (с рисунками) я даже не успела закончить, а математическую на всякий случай пересчитала два раза, потому что не могла поверить, что она такая простая. Результат - 25 правильных ответов из 25 по математике. Там были дроби, проценты, деление столбиком - короче, всё то, что русский ребёнок умеет мгновенно считать в уме уже в 12 лет, а французский, похоже, никогда.