?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Зеленая книга" (2019)
Я
eternele
А теперь про фильм, который мне понравился - редкий случай для оскароносного фильма. Название взято из реально существующего в начала 20-го века справочника негра-водителя. Ирония в том, что водитель в данном фильме - белый, и он возит негра.



Сначала о негативном. Разумеется, я отчётливо осознаю все недостатки фильма. Первый из них - сюжет, который шит белыми нитками. Куча развешенных ружей, которые никогда не стреляют (шляпа, стаканы), логические несостыковки, неубедительные мотивы героев, особенно, Тони.

"После выхода фильма родственники музыканта обвинили авторов сценария во лжи, а исполнитель роли Дона Ширли Махершала Али принес извинения, сказав, что он не знал о возможности пообщаться с родными пианиста."

Понятно, что куют горячее железо - тему о расизме. Правда, чёрный президент уже отбыл, и нет необходимости к нему подлизываться, но, оказывается, Оскары за это ещё дают. Чтобы уж точно не промахнуться, главного героя ещё сделали и гомосексуалистом. Попадание в яблочко.



В этом фильме у расизма новое измерение: белые уже готовы признать талант и гений чернокожего пианиста, но при этом до сих пор ставят его ниже себя. "На каком основании?" - совсем не задаются они вопросом. Потому что ненависть не нуждается  в основании, у неё нет логики. Люди унижают других, потому что могут - это единственная причина. Мне одновременно тяжело и радостно смотреть такие фильмы. Тяжело - потому что человечество способно на жестокость, это его неотъемлемая черта. Радостно - потому что мир меняется, и жестокость берётся под контроль. Вот буквально 50 лет назад они не могли представить, что в стране будет чернокожий президент. Всего два поколения назад.

Но понравился мне фильм не за это. Во-первых, потрясающая игра актёров. Первые несколько минут меня трясло от разжиревшего и морщинистого Арагорна в кальсонах, почёсывающего яйца ("Властелин колец" испорчен навсегда). Но талант актёра очевиден, как и его партнёра по фильму.

Во-вторых, очень красиво. Такое ощущение, что кадры сошли с картин или на них просятся. Некоторые сцены прямо очень. Когда они останавливаются у плантации, и взгляды работников на Ширли, и его взгляд в ответ - невероятная сцена, пробирает до костей. Ещё до этого чувствуешь, как он одинок - везде чужой (в реальности, кстати, было не так), а тут гвоздь забивают в крышку гроба, и одиночество становится пронзительным. На сцене с полотенцем возникают и щемящая жалость, и сочувствие, и возмущение, и ярость. Несколько таких глубоких кадров окупают все несостыковки в фильме.

В-третьих, интересен подход пианиста к борьбе за равноправие: рискуя своей жизнью, демонстрировать южанам-плантаторам свой талант, всем своим существованием опровергая тезис, что чернокожие недалеко ушли от обезьяны. Нам на курсе антропологии рассказывали, что в конце 19-го века реально было течение в антропологии (научный полигенизм), которое утверждало, что чернокожие - это другой вид, промежуточная ветвь между обезьяной и человеком, а, значит, их эксплуатациия ничем не отличается от эксплутации собак или лошадей. И ведь люди в это верили. Британские учёные, тм.

В общем, фильм очень красивый и трогательный, если отключить мозг. =)


  • 1
>Первые несколько минут меня трясло от разжиревшего и морщинистого Арагорна в кальсонах, почёсывающего яйца ("Властелин колец" испорчен навсегда).

Это ж мощнейший постмодернизм :) - дан ответ на вековечный вопрос толкиенисткого фэндома об арагорновых штанах :)) !
http://lurkmore.to/%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0

  • 1