Eternelle (eternele) wrote,
Eternelle
eternele

Category:

"Зеленая книга" (2019)

А теперь про фильм, который мне понравился - редкий случай для оскароносного фильма. Название взято из реально существующего в начала 20-го века справочника негра-водителя. Ирония в том, что водитель в данном фильме - белый, и он возит негра.



Сначала о негативном. Разумеется, я отчётливо осознаю все недостатки фильма. Первый из них - сюжет, который шит белыми нитками. Куча развешенных ружей, которые никогда не стреляют (шляпа, стаканы), логические несостыковки, неубедительные мотивы героев, особенно, Тони.

"После выхода фильма родственники музыканта обвинили авторов сценария во лжи, а исполнитель роли Дона Ширли Махершала Али принес извинения, сказав, что он не знал о возможности пообщаться с родными пианиста."

Понятно, что куют горячее железо - тему о расизме. Правда, чёрный президент уже отбыл, и нет необходимости к нему подлизываться, но, оказывается, Оскары за это ещё дают. Чтобы уж точно не промахнуться, главного героя ещё сделали и гомосексуалистом. Попадание в яблочко.



В этом фильме у расизма новое измерение: белые уже готовы признать талант и гений чернокожего пианиста, но при этом до сих пор ставят его ниже себя. "На каком основании?" - совсем не задаются они вопросом. Потому что ненависть не нуждается  в основании, у неё нет логики. Люди унижают других, потому что могут - это единственная причина. Мне одновременно тяжело и радостно смотреть такие фильмы. Тяжело - потому что человечество способно на жестокость, это его неотъемлемая черта. Радостно - потому что мир меняется, и жестокость берётся под контроль. Вот буквально 50 лет назад они не могли представить, что в стране будет чернокожий президент. Всего два поколения назад.

Но понравился мне фильм не за это. Во-первых, потрясающая игра актёров. Первые несколько минут меня трясло от разжиревшего и морщинистого Арагорна в кальсонах, почёсывающего яйца ("Властелин колец" испорчен навсегда). Но талант актёра очевиден, как и его партнёра по фильму.

Во-вторых, очень красиво. Такое ощущение, что кадры сошли с картин или на них просятся. Некоторые сцены прямо очень. Когда они останавливаются у плантации, и взгляды работников на Ширли, и его взгляд в ответ - невероятная сцена, пробирает до костей. Ещё до этого чувствуешь, как он одинок - везде чужой (в реальности, кстати, было не так), а тут гвоздь забивают в крышку гроба, и одиночество становится пронзительным. На сцене с полотенцем возникают и щемящая жалость, и сочувствие, и возмущение, и ярость. Несколько таких глубоких кадров окупают все несостыковки в фильме.

В-третьих, интересен подход пианиста к борьбе за равноправие: рискуя своей жизнью, демонстрировать южанам-плантаторам свой талант, всем своим существованием опровергая тезис, что чернокожие недалеко ушли от обезьяны. Нам на курсе антропологии рассказывали, что в конце 19-го века реально было течение в антропологии (научный полигенизм), которое утверждало, что чернокожие - это другой вид, промежуточная ветвь между обезьяной и человеком, а, значит, их эксплуатациия ничем не отличается от эксплутации собак или лошадей. И ведь люди в это верили. Британские учёные, тм.

В общем, фильм очень красивый и трогательный, если отключить мозг. =)
Tags: я - кинокритик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment