А конец специально напоминает фильм "Касабланка"? Хотя по книге он даже выжил и продолжил работу в других странах.
Про мадонну с младенцем - очень сильный символ, хоть и клише. И про избиение младенцев. И про мирную жизнь женщин с детьми и без мужчин.
А от сцены, где Мюллер говорит про потомков, которые будут снова восхвалять сегодняшних мерзавцев, аж мороз по коже, насколько автор угадал.
Кстати, не хочу никому разрушать светлый образ, но хоть Штирлиц - и "самый добрый и либеральный" в СС, но на одной доброте невозможно дослужиться до должности полковника. Тем более, если он "беспощаден к врагам рейха". С волками жить, по-вольчьи выть.
Вообще, конечно, грустный и тяжелый фильм. Про войну невозможно снять легко и весело. Особенно почему-то пронзительно жалко Плейшнера.
Ещё я думала про удачу. Казалось бы, не могло так фантастически везти одному человеку, он должен был засыпаться в конце концов. Но в жизни именно так - больших успехов добиваются люди с невероятной интуицией. Тот же Гитлер, кстати, - сколько раз на него покушались и каждый раз его спасала какая-то глупая мелкая случайность. Но сколько верёвочке не виться...