?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Про ригидность мышления
Я
eternele
Как-то отец учил меня водить машину. Его хватило ровно на один раз. После нескольких дубовых Жигулей он впервые завёл иномарку (Ситроен, хаха), и всячески её холил и лелеял. Когда мы выехали из дома, он сказал: "Осторожнее с тормозами, они очень чувстительные. Нажимай легко-легко". Я записала команду в BIOS. Всё шло хорошо до того момента, когда впереди не замаячила дыра в асфальте. Отец сказал: "Тормози". Я нежно погладила тормоз ногой. Машина продолжала двигаться вперёд на значительной скорости. "Тормози!" крикнул отец. "Я торможу!" в ответ закричала я, едва касаясь тормоза. Дыра неумолимо приближалась, машина не останавливалась. "ТОРМОЗИ, %*&$£*!" смачно заорал отец. И тут мы влетели в яму. Отец в ярости вытолкал меня из машины, и больше меня к ней не подпускал.

Похожий момент случился на выходных. Мы везли очень ценный груз (про него в следующих сериях), и JY попросил меня ехать очень медленно. Я, как зайка, его послушалась. Ехала так медленно, что пока пересекала один перекрёсток, светофор сменился с зелёного на красный, и нам наперерез выехал трамвай. "Трамвай, ускоряйся" сказал JY. "Я вижу" ответила я и аккуратно нажала на педаль газа, думая о ценном грузе. "УСКОРЯЙСЯ!" закричал JY. Мы проскочили прямо перед трамваем. И тут я вспомнила случай с отцом. И я понял, я всё понял. Это трагедия моей жизни - я не в состоянии выполнять две противоречивых команды в экстренном режиме.
Tags:


  • 1
У меня очень похожая хрень. Я для себя решаю тем, что не позволяю микроменеджмент. Т.е. просьба "ехать медленно" в голове откладывается как отдалённая рекомендация, не как "надо ехать медленно", а как "он(а) попросил(а) ехать на некоторую величину медленнее обычного, не знаю, зачем, не знаю, насколько, и не знаю, имеет ли смысл исполнить эту рекомендацию". Если человек пытается давать слишком много советов, то в какой-то момент к нему приходит выбор в ультимативной форме: он должен либо заткнуться, либо покинуть автомобиль, либо сесть за руль сам.

А чё они?! =)

Если серьёзно, я понимаю, что ситуации были экстренные, и надо было быстро адаптироваться. А я не смогла. Что мой отец, что JY обалдели, что я себя так странно вела.

Я думаю, что проблема не в адаптации к эстренным ситуациям, а в другом. В том, как именно воспринимается совет. Попробую изложить свою теорию на этот счёт.

Мы с вами учимся водить и строим в голове какую-то систему, которая организовывает эти знания. Эта система очень уникальна, сложна и не похожа на то, что в голове у других людей. Режим или проекция "ехать медленнее" в этой системе отсутствует. Мы этому специально не учились, и у нас там всё организовано по другим классификаторам.

Когда поступает указание "ехать медленнее", без кучи дополнительной информации встроить это в нашу систему невозможно. Вместо этого мы быстро строим в голове дополнительную систему с нуля, которая инкапсулирует понятие "ехать медленее". Мы используем нашу существующую систему "уметь водить", проецируем её, упрощаем, проходим напильником, проигрываем несколько мысленных образов, как оно должно выглядеть, и строим эту систему "ехать медленее". Она упрощена и ограничена. В ней недоступны напрямую все имеющиеся навыки, в т.ч. реакции на непредвиденные ситуации. Мы это не продумали. Мы можем либо следовать этой новой упрощённой системе, либо возвращаться в старую (отбрасывая идею "ехать медленее"), и уже в старой есть способность непредвиденных реакций, т.к. старая сложнее и полнее, чем новая. Но переключение между системами тоже требует сил и времени, и, главное, решительности - ведь нам же сказали "ехать медленее", и мы стараемся это исполнить. Получается такая вот хуйня, не способность переключиться.

Если бы нам вместо "ехать медленее" сказали бы "считать, что ограничения скорости на 10 ниже, чем они есть", было бы проще - т.к. можно было бы использовать старую систему "просто уметь водить", но добавить входной фильтр на сигналы зрительной системы об ограничении скорости и мысленно уменьшать это число на 10. Реакции в экстренных ситуациях бы сохранились, ведь в обычной жизни иногда бывает нужно ехать быстрее ограничения скорости, так и тут.

Ещё лучше, чтобы нам сказали "у нас ценный груз" и не лезли с советами, как именно ехать.

Ещё лучше, чтобы нам ничего не говорили вовсе, а просто оценили бы, можно ли этот груз доверять таким водителям как мы, с учётом наших привычек вождения, и если нет, то взяли бы такси.

У нормальных людей всё иначе устроено. Эта система проще, более нечёткая, более гибкая, и понятие "ехать медленнее" в неё естественным образом интегрируется, не нужно строить отдельную систему в голове. Кроме того, у нормальных людей оно всё увязывается в систему каким-то похожим образом (а у нас - сложным и очень уникальным), поэтому им проще делать проекции, разрезы и по-всякому конфигурировать простыми словами вроде "ехать медленнее" (которые на самом деле очень ёмкие и предполагают целый комплекс отличий в поведении водителя, в оценке ситуаций и пр.)

Про систему хорошо сказано. Для "нормальных" людей экстренная команда отменяет предыдущую. А мой мозг пытался встроить новую команду в систему с предыдущей, да.

Вот отличная иллюстрация диалектики обучения  тому, что целиться и стрелять надо "медленно и плавно"😃
"Slow is smooth, smooth is fast" !
https://youtu.be/djG0eIJKB60



Edited at 2017-05-27 06:39 pm (UTC)

  • 1