Последний раз мысль о границах науки пришла ко мне сегодня, на лекции по "Физике живого", когда мы на коленке прикидывали энергию формирования структуры гипотетического протеина. Протеин - это цепочка аминокислот, которые не болтаются абы как в пространстве, а благодаря наличию связей между атомами, складываются в чёткую трёхмерную структуру, которая и определяет свойства протеина. Например, рецепторы в клетках распознают определённые молекулы, потому что последние входят в рецепторы, как рука в перчатку. И дело в том, что мы можем определить, какие аминокислоты составляют протеин, но наука не в силах предсказать структуру, исходя из последовательности аминокислот. Есть разные методики, которые на основании уже известных протеинов пытаются вывести предсказания структуры для новых, но все они полу-эмпирические, а не теоретические. Потому что аминокислот в каждом протеине "слишком много" - от нескольких сотен до несколько десятков тысяч.
"Слишком много" в науке часто начинается от трёх. Возвращаясь к атомам, для одного электрона вокруг ядра ещё можно теоретически что-то вывести, а если электронов больше - всё, теория бессильна, только компьютерные вычисления. Есть, правда, ещё статистическая физика, которая сваливает все атомы в большой котёл и с помощью формул обосновывает, например, что температура - результат сложения скоростей атомов, но, имхо, статфизика объясняет про реальный мир что-то ещё меньше, чем ядерная и квантовая физика.
Но сама идея, что мы двигаемся, думаем, дышим, потому что какие-то молекулы состыковались, как шаттлы, меня завораживает. А если уж копать совсем глубоко, то элементарные частицы - это крошечные кусочки энергии, которые по пока не известной причине вдруг свернулись в пространстве, - пресловутое Эйнштейновское эм-цэ-квадрат. И особая организация этой энергии, раздробленная на много-много квантов, а потом скомпонованная определённым образом, сейчас печатает этот текст.