?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Транспорт в Лионе
Я
eternele
Нехорошо с моей стороны зажимать информацию, тем более, что мне нечем заняться давно пора отвлечься от увлекательного, но чересчур засасывающего, процесса настройки нового смартфона Nokia N85. Да и Макс в вашей холодной России, похоже, загибается от информационного голода. А меня жаба душит посылать ему международные смс - я и так не представляю, как дотяну до весны... Надеюсь, Макс не забудет прислать мне мешок денег гречки по возвращению из России. Так что, Макс, пост посвящается тебе. А ты потом поделись, как там обстоят дела с транспортом в вашей чисто вымытой Германии.

Речь пойдёт большей частью о различиях Лионской и Питерской транспортной действительности. Спустя месяц пребывания вдали от родины я ещё смутно помню, что основным средством передвижения в Питере были маршрутки. Но совершенно не помню, как логически обосновывается их существование. Транспорта в Лионе много и разного. И весь он общественный, а именно: метро (4 ветки), трамвай (3 ветки), троллейбусы (3 ветки) и много-много автобусов. Но что интересно: автобусы существуют как бы сами по себе.

Поясню. На схемах транспорта Лиона всегда указаны маршруты метро, трамвая и троллейбуса (назовём их обобщённо МТТ), но не автобусов. Конечно же, автобусы указаны на подробных планах, но вот на схеме типа нашей схемы метро я их не видела. Это было во-первых. Во-вторых, если вы совершаете поездку в одном из МТТ, то всегда объявляются пересадки на любое транспортное средство, кроме автобусов.

Ну, с трамваями ещё более-менее как-то понятно - это что-то типа метро на земле. Но почему этой же чести удостоились троллейбусы, которые здесь называются красивым словом "Кристаллис"? Если вспомнить туповатые загадки на детскую логику, то можно сказать, что автобусы не привязаны к конкретному маршруту - захотел, перетащил остановку на новое место и катайся себе - а все остальные привязаны. Но это какое-то натянутое объяснение.

Кстати, в отличие от Питера, метро здесь очень-очень скромное. Это всего лишь трамвай под землёй. Станции отделаны простой белой плиткой. И сверху никакой монументальности, никаких тебе классических колонн а-ля "Площадь Восстания", никакого стеклянного модерна а-ля "Крестовский остров". Строго говоря, я еще не видела ни одно ЗДАНИЕ станции. Все входы в метро - это простой подземный переход с буковкой "М". Единственное, чем они примечательны, так это лифтом в ад. Если не знать, что в Лионе нет подземных переходов, то и не догадаешься, что это вход в метро. Мне под землёй не нравится, поэтому я перемещаюсь по городу в-основном на трамваях. Или на великах, но об этом позже.

Если в Питере транспортная система заточена под метро - все дороги ведут к нему - то здесь наблюдается, скорее, децентрализация. Хотя, быстрее и удобнее, конечно, пользоваться метро и трамваем.

Ещё забавная фишка: двери в трамвае нужно открывать самому, нажав на кнопочку. А в автобусах они открываются автоматически, но только, если вы заранее нажатием красной кнопки известите водителя о желании покинуть автобус. Для стоячих мест почти везде есть мягкие подпопники. А в метро сиденья расположены так же, как в автобусе, а не вдоль стен, и вам не приходится притворяться спящим, чтобы не видеть мельтешащей перед носом чужой ширинки.

На каждой остановке (если это не остановка автобуса) есть электронное табло, которое информирует, когда будет следующий транспорт. Кроме того, на каждой остановке указано, какая конечная остановка в той стороне, в которую вы собираетесь поехать. А в самом транспорте (даже если это автобус) тоже висят электронные табло, на которых указана следующая и конечная остановка. А пересадки ещё и объявляются водителем. Короче говоря, это идеально продуманная система для меня интровертов. А если еще дома заранее составить на сайте www.tcl.fr маршрут, то вся поездка пройдёт легко и безболезненно, как под наркозом.

Стоит всё это удовольствие 1,60 евро в час в одном направлении с возможностью совершать сколько угодно пересадок. В принципе, часа хватает за глаза, чтобы проехать весь Лион из конца в конец. Абонемент на месяц стоит 46 евро. И несколько промежуточных вариантов оплаты. Билеты нужно купить заранее - никаких кондукторов нет в природе. В Израиле (в Хайфе), кстати, можно было купить билет у водителя. В Лионе - нет. Автоматы продажи билетов стоят на каждой станции метро и остановке трамвая. По поводу остановок автобусов и троллейбусов-кристаллисов ничего сказать не могу. При входе в транспорт нужно засунуть билет в специальное устройство, которое проставит дату, время и маршрут. Маршрут указывается для того, чтобы вы не могли проехать по этому билету в обратном направлении. При каждой пересадке билет нужно снова засунуть в "компостер". Кстати, я долго не могла привыкнуть к этим бесплатным пересадкам и при расчёте маршрута на сайте поначалу искала маршруты без пересадок, даже если они не очень удобны.

С метро ещё такой прикол: пути расположены не по краям платформы, как в Питере, а в центре, как, скажем, в Питере на станции "Рыбацкое" или "Девяткино". И, поскольку я не была готова к такому коварству, то уже погорела на том, что зашла один раз с неправильного входа и не смогла перейти на другую сторону станции, потому что мне надо было ехать в противоположном направлении. Мне пришлось заплатить ещё раз за вход. Потому что мы помним, да, что билет действует один час, но в противоположном направлении ехать нельзя?

Ну, и на десерт - про велосипеды. Здесь очень-очень-очень много людей ездят на велосипедах. Есть даже отдельные велосипедные дорожки как на тротуарах, так и на проезжей части, и если пешеходы рискнут шляться по такой дорожке, то сами виноваты. Я не знаю, это причина или следствие того, что в каждом квартале имеется велосипедная станция примерно с десятью велосипедами, которые можно арендовать на определенный срок: существуют абонементы на день, на неделю и на год. На день и на неделю можно купить прямо в автомате, который стоит на каждой велосипедной станции с помощью банковской карточки с чипом (с магнитной полосой не принимает), а чтобы купить абонемент на год, надо посылать заявление по почте с чеком и банковскими реквизитами. Стоит это удовольствие 1 евро в день, 3,5 евро в неделю или 15 евро в год - сам абонемент. Первые полчаса езды бесплатно. В принципе, этого хватит, чтобы доехать практически до любой точки Лиона. Если не хватит, то дальше платится от 1 до 1,5 евро за полчаса, или ставите велик на стоянку, ждёте пять минут и берёте новый. =) При всём при этом на банковской карточке блокируется 150 евро. Велики так себе, конечно, - не особо качественные, громоздкие, неуклюжие, но хотя бы три передачи имеются. Они разбудили во мне тоску по оставленному в Питере железному зверю. И я начала задумываться о покупке подержанного велика здесь. Вот посмотрю, какие тут зимы, вёсны и осени, и решу. А пока пользуюсь общественным добром. Тем более, что это гораздо дешевле, чем билеты на общественный транспорт.

Ну, вот, собственно, и всё, что я могу рассказать вам о войне во Вьетнаме (С). Если есть вопросы, задавайте.


  • 1
В Германии с городским транспортом "в среднем" все обстоит примерно также плане сервиса (табло на остановках и внутри, двери на кнопочках, возможность подысквать маршрут через сеть, сугубо функциональный дизайн стаций метро, отсутствие глубоких тонелей) Трамвайчики кстати весьма индивидуальны от города к городу - редко увидишь одинаковый дизайн .. A вот автобусы все одни и те же.. :) Правда, в большинстве городов длительность проезда без ограничения пересадок начинается от 1.5 часов и может быть до 2.5 ( плюс есть те же дневные, недельные, месячые карты..) но и стоит оно подороже от 2 до 3 евро, как правило. Велосипедная прокатная сисетма пока реализована в весьм ограниченных масштабах AFAIR - видел только в Берлине своими глазами - стойки с велосипедами "Немецких железных дорог".. В общем и целом совпадений гораздо больше чем различий. Но "билет у водителя" можно купить и в автобусе и в трамвае... не получитсяв метро :)

Ты уже в Германии?

Система покупки билетов в Лионе очень неудобна. Сколько раз у меня под носом уже уходил трамвай из-за того, что я не успевала купить билет. Здесь тоже есть билеты на день, а также на два часа. Насчет билетов на неделю не уверена. Тут, скорее всего, вместо них "книжечка" на 10 билетов за сниженную цену.

На неделю здесь популярный билет вполне есть и на 2 .. нередко надо например если приехал в город в коммандировку и много мотаешься - даже за 3 дня недельная карточка окупается .. Книжечка уходит быстро - проверено в Париже .. :) Впрочем там то вроде есть недельная карта AFAIR

Кроме того есть множество групповых белетов - до 5 человек по одному едут когда .. причем это и на железной дороге функционирует на местных поездах - самый популярный способ вылазок компанией куда-то - спсобствует сошиалайзингу ... есть масса народу принципиально билетов не покупающих, а ищущих к чьему присоседиться за 5 евро :)

  • 1